Размещение объявлений: бесплатно

Кто и зачем сегодня инвестирует в готовый бизнес

На последнем дыхании
Количество предложений по продаже бизнеса за последний год значительно увеличилось. Первое и самое очевидное объяснение этому — кризис. Собственников, которые оказались способны развивать или хотя бы поддерживать бизнес за счет резервных средств, остается все меньше. К тому же многие из них опирались не столько на собственную доходность, сколько на «кредитное плечо». «Основная причина продажи бизнеса собственниками в период кризиса – необходимость погашения ранее полученных кредитов в условиях, когда операционная деятельность не позволяет в полной мере обслуживать кредитные обязательства, - считает заместитель директора ГК «Поволжский центр развития» Андрей Савельев. - При этом кредиты могли быть получены или под залог реализуемого бизнеса, или под другой актив собственника. Во втором случае собственник может пойти на продажу бизнеса, если воспринимает его как менее значимый объект по сравнению с предметом залога». Между тем закредитованность — далеко не единственная причина, по которой собственники решаются оставить дело. Часто поводом для продажи становится значительное падение уровня доходности, спад потребительской активности или просто перепрофилирование бизнеса. «Собственники нескольких активов часто принимают решение о продаже одного из них в целях оптимизации расходов, - рассказывает руководитель магазина готового бизнеса «Бизнес-Гарант» Вячеслав Чурилов. - В итоге проданный бизнес становится донором для других активов». Словом, причиной для подобного решения может стать как острая нехватка средств, так и желание собственника сменить род занятий. Однако в сложившихся экономических условиях оказывается важным не столько продать актив, сколько сделать это вовремя - пока товар еще востребован рынком.

Ключ с правом передачи
Сделки купли-продажи бизнеса, по мнению экспертов рынка, сегодня в основном заключаются между крупными игроками. По словам финансового директора ГК «Камертон» Бориса Шхинека, «это связано с тем, что малый и средний бизнес часто строится на личных связях и энтузиазме собственника. Соответственно, если тот решает покинуть дело, оно, как правило, просто разваливается». В свою очередь, крупные сделки по продажам активов зачастую проходят «среди своих» и становятся известны уже по факту. Более распространены случаи продажи помещений с арендаторами внутри. Такие сделки зачастую выгодны как продавцам, так и покупателям, ведь покупка сразу же начинает приносить прибыль.
Если говорить о продажах бизнеса, то, как правило, они совершаются либо с выкупом соответствующих помещений, либо с переводом на покупателя права аренды. По мнению экспертов, каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. «Многое зависит от специфики бизнеса, - объясняет Андрей Савельев. - Для некоторых отраслей наличие права собственности на объект недвижимости является определяющим моментом, для других – нет». В качестве примера эксперт приводит приобретение бизнеса, связанного с общепитом. Учитывая, что большая часть кафе и ресторанов присутствуют на рынке в течение нескольких лет, а потом меняют концепцию или перепрофилируются, для покупателя бывает выгоднее пойти на приобретение бизнеса, где помещение арендуется. «Конечно, операционные расходы за счет необходимости уплачивать арендные платежи возрастают, зато существует значительный дисконт при приобретении бизнеса по сравнению с таким же, но обладающим правом собственности на недвижимость», - уверен эксперт. Совершенно по-другому проходят сделки по приобретению крупного бизнеса, который занимает большие торговые, складские или производственные площади. «В подобных случаях гораздо охотнее покупают активы, где недвижимость и земля находятся в собственности», - считает Вячеслав Чурилов. Такие приобретения сегодня делаются в расчете на долгосрочную перспективу, и желание покупателей перестраховаться вполне понятно.

Торг и ныне там
Практически ни одна сделка на рынке сегодня не обходится без торга. Не стали исключением и сделки купли-продажи бизнеса. Игроки называют сделки, когда в ходе ожесточенных «баталий» покупатели сбивали 30-50% от первоначальной стоимости актива. По мнению экспертов, такой подход возможен только при выставлении собственником заведомо спекулятивной цены. Однако таких сделок становится все меньше – рынок постепенно приходит к пониманию того, что время спекуляций миновало. «Сегодня как никогда важно изначально опираться на реальную, а не завышенную стоимость активов, - объясняет директор агентства оценки «Интеллект» Денис Шевяков. – Ведь выставление объектов по реальным ценам и есть первый шаг на выход рынка из стагнации». Пока таких дальновидных собственников на рынке сравнительно немного, однако именно их предложения остаются востребованными. Этот факт как нельзя лучше демонстрирует, что людей наивных на этом рынке просто не осталось.
И чем «ближе к жизни» окажется собственник, тем скорее найдется инвестор.

www.vkonline.ru

 

Новости по теме:

Архив

Российская Федерация
 | 

Как попасть в спецпредложения?